конец месяца всегда какой-то внезапный бывает.
вот тут вот бац и мужу сказали, что у него командировка на три дня и две ночевки в соседнюю префектуру - и че к чему?
никто и не ожидал, что пипец подкрадется.
а что я?
я пеку диетически выглядящие печеньки без сахара, думаю о разном, чуток хандрю - и сканирую книжки.
о, какую книжку я тут засканировала!
книжку про вещи. "Вещи из недалекого прошлого" называется.
автор собирал статьи из газет эпох Мэйдзи и Тайсё про новые вещи, заимствованные из европ и не очень, и то, как их толковали и пытались прорекламировать в газетах.
чтиво немного муторное, но занятное. буду вас кормить потихоньку статейками оттуда.
сегодня - про бэнто-коробки.
тема бэнто-коробок мне теперь близка как никому, ибо каждое утро я варганю мужу бэнто. процесс этот меня завараживает и увлекает, и пока совершенно не надоел, а с новым большим холодильником с морозильной камерой меня так вообще ждут свершения.
а теперь к книжке
что вы знали о бэнтоИтак, итак.
Разумеется, бэнто как таковые существовали на островах ух как давно, и их историю можно проследить до периода Хэйан (794-1185гг). "тондзики", они же прототип онигири, а также "хосии", приготовленный и засушенный рис, составляли походный первоначальный набор. под эту еду подразумевались маленькие коробочки, и рис можно было полгощать либо как он есть, либо кидать в воду и варить. Позже скучные маленькие коробочки заменились лаковыми и красивыми, и их стало комильфо носить на чайные церемонии и на ханами.
Существенно новый, эволюционный виток бэнто испытал в период Эдо. Ибо именно тогда расцвели путешествия по стране (благо относительно объединенной), и внутренний туризм стимулировал развитие культуры портативных обедов.
Появился новый вид - косибэнто, листья бамбука складывали трубочкой, накладывали туда онигири и в виде сумки подвешивали к поясу. очень удобно! Однако бэнто такие, какими мы знаем их сейчас, появились во многом благодаря кабуки. ибо кабуки и но идут вечно, а кушать хочется всегда, и потому коробочки с едой, поглащавшиеся в антрактах, снискали народую любовь. Период Эдо стал прорывом в книгопечатании, ибо на этот период приходится огромная доля всеразличной литературы, от буддийских сборников и до путеводителей по барделям. Ноу-хау по изготовлению бэнто тоже нашли себя на бумаге. Ох, попалась бы мне эта литература!
Эдо во многом был примечательным периодом, но с ног на голову и обратно все перевернулось на островах в следующую за ним эпоху, Мэйдзи. За сорок с небольшим лет страна изменится до неузнаваемости, и, конечно, волна преобразований и модернизации затронет даже такую казалось бы крошечую песчинку, как коробочки для еды.
Вот что пишет газета Йомиури от 5 ноября 1875 года:
"В последнее время удобство новизны ценится во всем, даже в мелочах. магазин Морита в первом квартале Мита готов представить принципиально новую коробочку для бэнто, выдержанную в смешанном японско-европейском стиле. Коробочка удобна и не обременит вас во время прогулки, ведь ее размер - не больше книги".
Европеизация ворвалась и в мир бэнто. Коробочка, внешним видом напоминающая западную книгу, - явная отсылка к веяниям нового времени и утонченности продвинутых жителей островов, разгуливавших с книжкой под мышкой.
После 1897 года появляется новая тенденция - бэнто из алюминия, а четырьмя годами позже - эмалированные.
В газете "Ниппон" от 1901 г рекламируется "практичная эмалированная коробка для бэнто":
"Наш продукт обладает великолепной теплоизоляцией: изделия из лака впитывают в себя запахи, а еда в них быстро портится, но у нас - никогда".
Коробка очень хитро называется - "Глава жизни", и отсылает к "Главе Государственной Прибыли" - почти что прозвищу Ивая Мацухэй, знатного торгаша и предпринимателя эпохи Мэйдзи, известного своими рекламными ходами, и при любом удобном случае писавшего на дверях своей табачной лавки лозунги вроде "работаем на благо родины". Ивая прозвали "Главой госприбыли", ибо кто еще босс, если не он, и эту формулировку в те времена затаскали изрядно. не стал исключением предприниматель Накамура, презентовавший свои эмалированные коробочки под названием "Глава Жизни".

и запоздалая картинка с бэнто в виде европейской книги. он из алюминия, поэтому явно произведен позже, чем у Мориты.

в тексте - похожая реклама с теплоизоляцией и непортящимися продуктами.
Есть статья от 8 февраля 1878 г в Йомиури, на редкость подробно демонстрирующая нам еще одну сторону использования бэнто, принципиально новую для истории коробочек с едой:
"Дети - непосредственные создания, и в школе они всегда сравнивают бэнто друг друга: у кого рис белее, у кого - потемнее, а у кого залежалый и желтоватый; у кого закуски вкуснее, у кого все время вареные бобы и кета, на вид жутко неаппетитные, так что и коробку открывать стыдно. Потому в школе Токайдо Кавасаки принято приносить только хикиваримэси (рис с примесями из злаковых), а если кто хочет есть что-то другое и побогаче - просьба идти домой и есть что-то другое там".
Вот так! да, бэнто прочно вошел в жизнь школьников, ибо школы-университеты в том виде, в котором понимаем их мы - это достижение эпохи Мэйдзи. любопытно, что описанная ситуация вполне реальна и для настоящего времени, потому как дети непосредственны всегда, и сравнивают свои коробочки с коробочками одноклассников и по сей день.
Ну и накидаю вам алюминиевых и эмалированных коробочек, для атмосферности:

все тот же Накамура и "Глава Жизни"

а вот это уже чуть улучшенное произведение искусства.
к коробочке прилагаются палочки, так что не надо волноваться, если вы палочки забыли! коробочка сделана по подобию сейфа! коробочка легко заворачивается в фуросики, легендарные платки из ткани, заменявшие японцам сумки-рюкзаки-авоськи-портмоне. а еще можно с такой коробочкой в школу идти!
прекрасное приобретение)))

ну и высший пилотаж. уже не Мэйдзи, а Тайсё. 1921 г.
коробочка гигееничная, качественная, с эмалированным покрытием, налетай-торопись!
Чем дальше в лес, тем дифферинциация круче.

тут вам и алюминиевые, и для ханами, и круглые, и компактные, и все-то эмалированное и практичное.
цены есть, место, где можно приобрести, тоже. налетай, так сказать, и торопись.
реклама датирована эпохой Сёва, по-нашему это 1932 год
и последняя, красивая коробочка

это уже более позднее произведение, реклама датируется 1933-м годом, но мы видим, что внешность коробочки теперь тоже ой-как важна!
На этом статья про бэнто заканчивается, а от себя я чуток добавлю.
Еще эпохе Мэйдзи обязаны своим появлением "экибэн", коробочки с бэнто, продающиеся на железнодорожных станциях и в поездах. ибо Мэйдзи - это строительство сети железных дорог. сейчас экибэны - это целая индустрия, строго регионально-ориентированная, ибо японцы падки на все "ограниченное для определенного региона и сезона".
После Второй мировой войны производство бэнто было поставлено на поток, коробочки - на поток, появились новые материалы вроде пластмасс, и закрутилось-завертелось.
В школах бэнто то отменяли, то опять вводили, и сейчас бэнто очень даже есть, как и перманентно жующие японцы. они есть всегда)))
не хандрите, Василии)