читаю я тут и параллельно конспектирую оочень занимательную книжку, ну прямо оочень, настолько, что этнолог во мне ликует и подпрыгивает.
книжка от Ивамура Нобуко, "Нет ничего страшнее"обычной среднестатистической" семьи: развалившийся Новый Год, сорвавшееся с катушек Рождество".
из названия и подзаголовка в общем-то понятно, про что примерно в книжке речь, да да да да. про современные Новый Год и Рождество в аборигении.
женщина-автор подошла к теме основательно, опросив кучу-кученную домохозяек, проанкетировав их хорошенько и на разные темы, и собрала довольно обширный материал о том, как в столице и пригородах нынче празднуют, что и кого едят, кто и с кем встречает.
и вот что я вам скажу: книжка поражает самые смелые фантазии на тему того, как сыплется "традиционность", что вообще за шутка такая тут "семейные отношения", и почему японцы все вымрут в итоге в общем-то тоже ясно. чесслово. но даже не все это меня припугнуло, а сам класс "домохозяек", этаких серых кардиналов, безжалостных дементоров, кем бы еще их назвать, короче, карающих, жутких и беспощадных ко всем кроме себя.
отрывок из вступления должен сразу доставить:
Восемнадцатилетний юноша, который пишет письма Санта Клаусу
«Как дело походит ближе к Рождеству, я всегда ставлю около окна елку и вешаю плюшевых Санта Клаусов,» - говорит 44-х летняя домохозяйка. В мешке, который взвалил на себя игрушечный Санта, лежат письма, написанные ее детьми в надежде на то, что добрый дедушка подарит именно такие подарки. Домохозяйка продолжает: «Поэтому, чтобы Санта обязательно заметил и прочита письма, я прицепляю кукол так, чтобы их было видно с улицы» - и в этом можно усмотреть такую трогательную материнскую заботу. Воображение живо рисует маленьких детишек, неровным почерком выводящих на бумаге буквы и верящих, что Санта Клаус прочтет их письма и исполнит все желания, вот только есть одно маленькое «но». У домохозяйки два сына, одному из которых 18, а второму – 14 лет. И на это Рождество родители, приговаривая «Какие прекрасные подарки от Санта Клауса!» преподнесли детям брэндовую толстовку для старшего и новый сотовый телефон для младшего, точно как было указано в письмах.
Вы будете шокированы, но количество «взрослых» детей, ежегодно получающих подарки «от Санты», с каждым годом неуклонно растет. Согласно первому исследованию, проведенному с декабря 1999 по январь 2000 гг лишь 2,6% подростков в возрасте от 13 до 18 находили утром подарки «от Санты». Однако, пять лет спустя, по опросу от декабря 2004 – января 2005, их было уже 47,8%. Одновременно, процент детей данной возрастной категории, вообще не получавших никаких подарков на Рождество, упал за пять лет с 39,5% до 15,2%. Как же так случилось, что в Японии, стране, далекой от Рождества, Санта Клаус стал приходить к доброй половине старшеклассников?
41-летняя мама двоих дочек, учащихся в средней школе, признается: «С приближением праздника я начиаю потихоньку узнавать у дочек, о чем те мечтают. Например, когда мы ходим вместе по магазинам, старшая может сказать: «Хочу, чтобы Санта мне это подарил!» - и я беру на караднаш, чтобы вернуться потом, купить и положить в канун рождества дочке под подушку». Можете догадаться, что девочкам в этой семье 16 и 13 лет, и «Санта» подарил им в этом году мп3-плейер и подборку двд, что в общем-то не тянет на детский подарок для малыша, особенно если узнать потраченную родителями сумму.
43-х летняя домохозяйка, у которой подрастает дочка 14ти лет, тоже продолжает дарить своему ребенку подарок «от Санты»: «Мы не хотим, чтобы дочка поняла, что Санты не сушествует, поэтому дарим ей отдельно подарок от нас с мужем, и еще один – от Санта Клауса». Счастливая девочка получила на рождество не только дорогущие брэндовые часы от доброго дедушки, но и компьютерную игру от мамы вместе с куклой от папы. «Только благодаря такой нашей выдумке дочка по-прежнему верит в существование Санты» - радостно щебечет счастливая мамаша.
В еще одной семье 12-ти летний сын попросил у Санты новую приставку для игр, но его 44-х летняя мама не смогла найти оную в продаже в торговом центре неподалеку от дома. Приговаривая «если не будешь вести себя хорошо, Санта ничего тебе не подарит», мамаша предприняла марш-бросок по столичным универмагам, лишь бы раздобыть заказанное сыном.
«Только подумайте, как это грусто – не получить подарок на рождество!» - приговаривает 44-х летний отец 18-ти летнего подростка, подписывая открытку к коробке со сладостями «от Санты», дабы порадовать сына, у которого на носу вступительные в университет.
Во всех примерах родители разнообразными методами, беспрецендентно и креативно пытаются продлить веру в «Санта Клауса» у своих уже изрядно подросших детей. Особенно родители активизируются, когда их детям по 11-12 лет и они должны перейти из начальной школы в среднюю. «Слышала, в этом возрасте большинство детей перестает верить в Санту,» - сетуют взрослые и пускаются на пущие ухищрения.
«На рождественские каникулы мы всей семьей уезжали в путешествие, поэтому пришлось вручить ключ соседке и попросить ее положить заранее приготовленный подарок под подушки к детям,» - гордо делится ноу-хау сорокалетняя мама 12 и 10-ти летних ребятишек. «В канун Рождества мы попросили соседа подложить подарки к входной двери и позвонить , так что дети открывают – а там подарки от Санты! » - вторит ей 44-х летняя домохозяйка. Зачастую креативность родителей вовлекает посторонних людей вроде соседей, и все, чтобы из года в год дети думали, что добрый дедушка существует.
Некоторые развивают идею в иной плоскости. «У нас трое детишек, 8ми, 10 и 12-ти лет. Когда муж подкладывает им заготовленные подарки, я всегда боюсь, а вдруг дети его случайно увидят, поэтому заставляю мужа надевать костюм Санта Клауса, чтобы наверняка» (домохозяйка, 38 лет). «Нашим детям 8 и 11 лет, и каждый год муж переодевается в Санта Клауса, чтобы вручить им подарки, и заодно – детям сестры и даже моей маме» (37 лет). «Муж каждый год исполняет роль Санты Клауса, чтобы 12-ти летняя дочка продолжала верить в чудеса» (38 лет). Как видно по приведенным выше примерам, во многих семьях отцам приходится тяжко.
Кто-то идет дальше: «Наш 12-ти летний ребенок в последнее время начал сомневаться в существовании Санты, поэтому я прибегаю к следующей лжи: я говорю ему, что видела Санту вживую, когда была маленькой» (40 лет).
Процесс идет по нарастающей. «В интернете есть один сайт, где можно отслеживать передвижения Санты в реальном времени, и мы с моим 16-ти летним сыном часто заходим туда, чтобы посмотреть, где сейчас находится добрый дедушка с мешком подарков, чуть ли не каждый день» (41 год). Или вот пример: «Перед Рождеством мы с моей 11-ти летней дочуркой печем печенье, пишем письмо с просьбой угоститься нашей стряпней, оставляем печенье с кружкой чая на обеденном столе и идем спать» (38 лет). «А мы готовим карри, 9-ти летняя дочь пишет Санте письмо и кладет его рядом с тарелкой риса с карри, в который мы вкладываем благодарность за то, что Санта каждый год приходит с подарками» (41 год). Домохозяки вторят друг другу: «Санта забрал печенье!», «Санта скушал карри!» - и это все прямо в листах-опросниках исследования, как будто что-то подобное произошло на самом деле.
В какой момент маленькие хитрости, связанные с воплощением в жизнь идеи о «Санта Клаусе», перешли за грань прозрачной белой лжи в сторону маленьких детей и превратились в гигантские по масштабам проекты и мероприятия для старшеклассников? Казалось бы уже давно перешагнувших порог детскости подростков уверенно пытаются убедить в том, что «мечта о Санте и его подарках» вполне реальна, и родители сами охотно играют в игру по претворению в жизнь подобной фантазии? В каком-то роде подобные действия напоминают Замок Золушки в Токийском Диснейленде, где облаченные в костюмы актеры пытаются вовлечь в сказку посетителей и заставить их поверить в «мечту». Более того, отчего же именно в последние несколько лет усилия родителей приобрели столь интенсивный и объемный характер, и количество семей, где все еще «жива вера в Санта Клауса» продолжает увеличиваться? Ведь статистика говорит сама за себя: более половины подростков от 13 до 18 лет спокойно получают подарки от Санты.
Ребенок не может жить без «мечты», это пугает.
Вернемся к вопросу, почему родители пытаются поддерживать и культивировать веру в Санта Клауса у своих детей, пусть те уже ходят в старшую школу и готовятся поступать в университеты? Мамы-домохозяйки отвечают на него однозначно ребенок всегда продолжал мечтать!», «Я хочу, как любящий родитель, чтобы у моего ребенка была мечта, и, сколько бы ему ни было лет, он всегда продолжал верить в эту мечту».
Почему так важно сохранить «мечту», воплощением которой является вера в вымышленный персонаж? Стоит перефразировать подобным образом вопрос – и опрашиваемые матери искренне изумляются, как будто у них спрашивают что-то очевидное и не требующее объяснений, но, тем не менее, продолжают настаивать: «Но ведь это же ужасно, когда у ребенка нет мечты, когда он не верит в Санта Клауса! Разве вас это не пугает?» (39 лет) И похожий лаконичный ответ: «По-моему это страшно, когда мечты нет» (41 год). Некоторые родители полагают: «В средней школе дети начинают реальнее смотреть на все, оценивать происходящее, и перестают верить в подобные вещи. Но пока наш ребенок верит в Санта Клауса, мы думаем, что с ним все в порядке» (41 год). Таким образом, вера в вымышленный персонаж для родителей является своеобразной лакмусовой бумажкой, показателем, что их ребенок здоров: «Я считаю, что у ребенка в детстве должны быть мечты, вроде Диснейленда и Санта Клауса. Когда ребенок станет взрослым, он будет продолжать верить в то, что жизнь – это здорово и весело» (35 лет).
Итак, «мечта в Санта Клауса», за которую так радеют родители, в конечном счете представляется им как связующее звено между ними и детьми. «У нас с детьми есть общая мечта – о Санта Клаусе, приносящем подарки, и эта общность сближает нас, а потому мне хочется, чтобы ребенок и дальше продолжал верить в подобную мечту» (43 года). «Конечно, роль Санты исполняю я, но ведь так здорово смотреть, как твой ребенок искренне удивляется и радуется тому, что Санта Клаус угадал с подарком. Мне будет очень грустно, когда все это однажды прекратится» (40 лет).
«Столкнувшись с реальностью того, что никакого Санта Клауса не существует, ребенок испытает настоящий шок, но лично я испытаю еще больший шок от того, что мой ребенок перестанет верить в эту сказку» (42 года). «Если вдруг мир фантазий внезапно разрушится и мой (14-ти летний) ребенок, приняв реальность, изменится, я не знаю, что мне тогда делать и как быть» (40 лет). «Лично мне бы хотелось, чтобы мой ребенок прожил всю жизнь с волшебной мечтой в сердце» (35 лет).
Все эти женщины говорят об одном и том же: если ребенок перестанет верить в «мечту» и примет «реальность» такой, какая она есть, это создаст пробоемы в отношениях между ним и родителями. «Наш 18-ти летний сын просит подарки уже прямо у нас, а не у Санты» - жалуется одна мать, и ей вторит другая: «Дочь (19 лет) как будто делает мне одолжение, мол, ладно мама, я отмечу с тобой Рождество, если ты так хочешь». Столкнувшись с такой реакцией детей, мамы не знают, как им реагировать и что делать дальше. Именнно поэтому 46-ти летняя мать двоих детей, 16 и 18 лет, признается, что буквально насильно подпитывает в детях веру в Санта Клауса, прямым текстом заявляя детям, что Санта Клаус существует и что дети должны мечтать. Другая мама даже купила книгу под названием «Есть ли на самом деле Санта Клаус?», чтобы попытаться убедить подрастающего и начинающего сомневаться сына. «Я свято верю в то, что у детей должна быть мечта, поэтому старалсь убедить ребенка в существовании Санта Клауса, как могла» - признается другая мама. Все действия родителей направлены векторно на то, чтобы «подарить мечту» ребенку и любыми методами «заставлять верить» в нее.
Во время проведения первого исследования, опрошенные домохозяйки, родившиеся в 1950х годах, в большинстве склонялись к тому, что Рождество и подарки – это нечто, что устраивается родителями для маленьких детей, дабы порадовать их. Однако, второе исследование показало полное отсутсвие родителей с подобным отношением к Рождеству. Одна домохозяйка поделилась: «Когда муж ляпнул 14-ти летнему сыну, что никакого Санты нет и вообще это все чушь, мы с сыном признали его безнадежным взрослым без мечты, и на какое-то время вообще прекратили с ним разговаривать » (43 года).
Вера в Санта Клауса – это «мечта» в понимании родителей, и последние свято верят в то, что такая «мечта» обязательно должна быть у ребенка, а потому ее необходимо во что бы то ни стало навязать. Ребенок с «мечтой» не попадает в поле опасений, а потому посредством насаженной сверху «мечты» осуществляется эмоциональная связь между ребенком и родителями. Матери свято верят в то, что «вера в мечту о Санте» прочно связывает их с детьми, а потому логично и то, что матери пытаются любыми средствами подкреплять такую «мечту».
Сердца подростков, переставших верить в сказку о Санта Клаусе, закрываются для матерей, и последние вподают в панику, чувствуя себя крайне уязвимо. И потому все больше и больше подростков от 13 до 18 лет так и продолжают находить под Рождество подарки «от Санты.
Однако, данное исследование не затронуло непосредственно детей. Не ясно, до какой степени подростки верят в сказку о добром дедушке. Подростки могут сомневаться в реальности Санты, делать перед родителями вид, что верят, чтобы продолжать получать подарки, и притворяться отчаянно верующими, дабы урвать под Рождество кусок повкуснее, умело управляя родителями.
Наиболее любопытным при проведении данного исследования оказалось желание родителей навязать детям «мечту», увести их от реальности, продержать как можно дольше в состоянии детской веры в «сказочную мечту». Те же дети, которые выросли из «мечты о Санте», становятся прямой угрозой для родителей, по мнению которых утрата подобной «мечты» ведет к разобщению, делая родителей одинокими, а их отношения с детьми – нестабильными и хрупкими.
о как я люблю эту книжку!
а вы верили в Деда Мороза? вам родители врали? как пришло понимание, что нет никакого деда?
я в отдельном посте про себя напишу, это целая драма муахахаха.
про книжку, которую я читаю
читаю я тут и параллельно конспектирую оочень занимательную книжку, ну прямо оочень, настолько, что этнолог во мне ликует и подпрыгивает.
книжка от Ивамура Нобуко, "Нет ничего страшнее"обычной среднестатистической" семьи: развалившийся Новый Год, сорвавшееся с катушек Рождество".
из названия и подзаголовка в общем-то понятно, про что примерно в книжке речь, да да да да. про современные Новый Год и Рождество в аборигении.
женщина-автор подошла к теме основательно, опросив кучу-кученную домохозяек, проанкетировав их хорошенько и на разные темы, и собрала довольно обширный материал о том, как в столице и пригородах нынче празднуют, что и кого едят, кто и с кем встречает.
и вот что я вам скажу: книжка поражает самые смелые фантазии на тему того, как сыплется "традиционность", что вообще за шутка такая тут "семейные отношения", и почему японцы все вымрут в итоге в общем-то тоже ясно. чесслово. но даже не все это меня припугнуло, а сам класс "домохозяек", этаких серых кардиналов, безжалостных дементоров, кем бы еще их назвать, короче, карающих, жутких и беспощадных ко всем кроме себя.
отрывок из вступления должен сразу доставить:
Восемнадцатилетний юноша, который пишет письма Санта Клаусу
о как я люблю эту книжку!
а вы верили в Деда Мороза? вам родители врали? как пришло понимание, что нет никакого деда?
я в отдельном посте про себя напишу, это целая драма муахахаха.
книжка от Ивамура Нобуко, "Нет ничего страшнее"обычной среднестатистической" семьи: развалившийся Новый Год, сорвавшееся с катушек Рождество".
из названия и подзаголовка в общем-то понятно, про что примерно в книжке речь, да да да да. про современные Новый Год и Рождество в аборигении.
женщина-автор подошла к теме основательно, опросив кучу-кученную домохозяек, проанкетировав их хорошенько и на разные темы, и собрала довольно обширный материал о том, как в столице и пригородах нынче празднуют, что и кого едят, кто и с кем встречает.
и вот что я вам скажу: книжка поражает самые смелые фантазии на тему того, как сыплется "традиционность", что вообще за шутка такая тут "семейные отношения", и почему японцы все вымрут в итоге в общем-то тоже ясно. чесслово. но даже не все это меня припугнуло, а сам класс "домохозяек", этаких серых кардиналов, безжалостных дементоров, кем бы еще их назвать, короче, карающих, жутких и беспощадных ко всем кроме себя.
отрывок из вступления должен сразу доставить:
Восемнадцатилетний юноша, который пишет письма Санта Клаусу
о как я люблю эту книжку!
а вы верили в Деда Мороза? вам родители врали? как пришло понимание, что нет никакого деда?
я в отдельном посте про себя напишу, это целая драма муахахаха.