Ямабуси.
вот вам ссылка на википедию,
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ямабусирусский вариант уж больно сектантский, а японский хорош и прост. Горные отшельники, буддийская направленность, без фанатизма. Про аттрибуты и места гнездовья.
сразу скажу, я этими дядьками не занимаюсь и их не изучаю. у меня у самой тонны вопросов, чесслово. поэтому по ходу демонстрации слайдов буду чуток чего комментировать, но в меру японской википедии и подручных средств.
один из дядек с Кавагоэ-мацури, который звал меня в буддийский храм на чаепитие в ноябре, оказался ямабуси. я-то думала, еду на какой-то храмовый праздник где-то в Одавара, а оказалось, что это ритуал ямабуси и придется в конце ходить по углям от костра. мм, предвкушение.
для справедливости, я там была не единственной иностранкой. еще был немецкий мальчик, который хочет тоже в отшельники и по углям и под водопадом стоять холодным, так что мы с ним на пару гоняли и трепались очень славно. такой интеллектуальный немецкий мальчик, по внешности ужасно похожий на моего самого любимого одногруппника Мишаню. просто одно лицо, точнее одна борода, ахаха.
итак, слайды. много, однотипных, терпим.
Место - Акибасан, гора в Одаваре, в районе Итабаси. Со старым храмом. Так и называется мероприятие, Акибасан-хибусэ-мацури. Хибусэ - предотвращение пожаров, усмирение огня, как хотите. 6е декабря каждого года.
такие они, японские отшельники
сначала часть дядек, уже переодетых в празднично-отшельничье, направляется немного поодаль от храма, на вершину горы, где раньше храм и находился, а позже его спустили вниз. теперь на вершине остался лишь небольшой алтарь, перед которым ямабуси читают сутры и дуют в чудесные раковины. музыкальный инструмент называется "хорагай".
сама по себе одежда - очень буддийская. и шапочка на голове, и чудесные помпончики, и прочие детали имеют свои названия, но нам это не принципиально. принципиально, что все помимо одежды и сутр, которые читают ямабуси, это вообще не буддизм, например, алтарь - типично синтоистский. по периметру натягивается симэнава с белыми бумажками, тоже ритуальный синтоизм. внутри алтаря зажигается огонь - явно мукаэби, огонь для встречи богов. дальше будет больше.
ямабуси возвращаются в храм. по дороге в машине болтали с дядьками. один был из Токио, второй из Тиба, а главный дядька - из Одавара. регионально очень разбросанные они, эти отшельники. с горы видно море и вообще потрясающе красиво, но дядьки торопились, да и мне было как-то неловко заставлять всех ждать, бегая и делая слайды.
центральным местом действия днем станет площадка на территории храма, богато украшенная синтоистской аттрибутикой, и с алтарем, тоже очень себе синтоистским.
это самый главный дядька, с ним я почти не разговаривала, он все время где-то ходил
ямабуси поднимаются в храм, чтобы прочесть там сутры и спуститься на подготовленную площадку для проведения ритуалов
как всегда, толпа пенсионеров с зеркалками прилагается
знали бы вы, какие они резвые и как работают локтями. у интеллигентной зелени вроде меня вообще шансов нуль!
вот и площадка.
этот дядька мне больше всех понравился, только поговорить с ним не получилось, далеко сидел в перерыве, а жаль а жаль
а это мой знакомый дядька, Фукуда-сан
собственно, охараи - очищение по-синтоистски.
дедуля все время что-то копошил, что-то читал, что-то стукал и доставал, так что это мы опустим
данный дядя раскидывал бумажки в толпу какие-то хитроосвященные и в форме кружка
бабули радовались и чуть ли не дрались за бумажки. милые бабули
этот дядя был мегакрут.
он взял ветки, вымочил их в кипятке и пару раз шмякнул себя по голове и по спине. очень впечатляюще. всех зрителей попросили немного отойти воизбежание ожогов. а дядьке хоть бы что.
дальше происходило что-то не совсем мне понятное. откуда-то взялись маски зайса и птицы, знакомый дядька и клевый дядька их одели и стали раздавать зрителям на попробовать ритуального алкоголя с хризантемами из большой пиалы. хмм, сказала бы я. редакция пила и было вкусно)
ритуальный алкоголь, омики, был распит (это все тоже махровый синтоизм), и пришло время для моти-цуки, приготавливания рисовых лепешек. еще более махровый синтоизм.
мука перемешана и тесто взбито, и теперь - лепка-отрывание-подношение-раздавание
все это время не участвующие в лепке ямабуси читают сутры под монотонные удары барабана. очень атмосферно и втягивающе
эта порция будет поднесена богам
вторую порцию раздали зрителям. редакция угощалась, было вкусно
еще зрителям раздали веточки освященного кустарника сакаки. он в синтоизме священный, да.
на этом первая часть ритуалов закончилась, ямабуси и мы вместе с ними удалились на перерыв и обед.
вторая часть началась с пяти вечера. а к пяти уже темнеет, да.
долепка рисовых лепешек моти продолжилась, и раздавание аудитории тоже. я наелась, мне хватило и первой порции
на территории храма зажгли несколько больших жаровень-кострищ, потому как темнело, да и сжигали они, кажется, что-то ритуальное. старые стрелы и таблички всякие
ямабуси вышли из нижнего храма и направились в верхний, читать сутры и опять что-то жечь. было видно плохо, толпы народа, темно в храме. вообще не удобно фотографировать. и долго.
какая-то интуиция выгнала меня из храма вниз, где был подготовлен костер. и тут мимо меня проносятся дядьки с факелами вниз. О!
редакция блога заняла не самое лучшее место для документирования, но и не самое худшее. так что терпим
костер подожгли особо без хитростей и ритуалов и довольно быстро. моментально стало жарко, а потому и не странно, почему ямабуси босиком вокруг костра ходили. земля очень прогрелась.
пока костер горел (а горел он величественно и очень высоко, слайды ниже), тетенька по бумажке читала историю Одавара, храма, ямабуси, всякое.
полчаса - и костра как не бывало.
дальше начались хороводы вокруг костра, усмирение огня оружием (мечи, топоры, копье, лук и стрелы)
под финал вышли дядьки, зажигавшие костер, и еще раз попугали огонь огнем же
и уже затем вышел главный дядька, опять же несколько раз обошел остатки костра с факелами,
угли раскидали по земле, потом главный дядька прошелся по ним, затем к нему присоединились остальные ямабуси, а там и зрители (включая редактора блога) подтянулись.
поскольку в отсутствие освещения стало очень темно, да и толкучка образовалась, слайдов больше нет.
но было очень занятно и совсем не горячо. так. тепло для ступней.
будем считать, что я от всего отчистилась. ну или хотя бы от чего-нибудь. по идее огонь должен усмирять желания. да у меня их и нет особо.
дядьки позвали на февральские и апрельские сходки. про апрель не знаю, это будет 3е число и день рождения Мирончика и вообще соседняя префектура, а в феврале разбрасывать бобы пойду. чего бы не пойти?
ямабуси скажем да. очень милые дядьки.